Человеческая история богата различными управленческими концепциями и практиками. Венцом управленческой мысли стала вторая половина ХХ века, когда проявилось «японское чудо», благодаря которому японские товары захватили мировые рынки. Немалую роль в «чуде» сыграли Кайдзен-принципы. В этой статье поговорим о применении некоторых из них для реализации ИТ-проектов.
Кайдзен — это концепция, согласно которой наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение, совершенствование. Улучшения скорее носят незначительный, на первый взгляд, и даже не очень заметный характер. Иными словами, Кайдзен означает небольшие улучшения в ходе текущей работы, не меняющие статус-кво. Инновация представляет собой коренное преобразование, которое изменяет статус-кво и осуществляется в результате крупных инвестиций в новую технологию и/или оборудование. Это принципиальное отличие между Кайдзен и инновационным менеджментом, характерным для «западных» управленческих культур (США, Европа, Россия), где, если уж решились на «рывок», то он сопровождается масштабными, а значит дорогими и очень сложными изменениями. При этом риск провала таких изменений остается актуальным.
Что отличает кайдзен-ориентированные организации от традиционных? Два главных направления приложения усилий менеджмента – это поддержание и совершенствование. Под поддержанием понимаются действия, призванные сохранять текущие технологические, управленческие и организационные стандарты; под совершенствованием – действия, направленные на улучшение действующих стандартов.
В отличие от революционных подходов Кайдзен ориентирует на постоянные, постепенные и не очень заметные изменения. В длительной перспективе такой подход дает существенные результаты и характеризуется лучшей приживаемостью. Также важным аспектом является малый риск. Вы можете попробовать что-то из незначительных улучшений и вернуться к прежним подходам и практикам, не рискуя значительными вложениями ресурсов.
Полный текст статьи читайте в этом номере (Журнал УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ‐ Номера ‐ Журнал Управление Проектами №1-2.2025(72-73)).





