Беспрецедентная динамика современной жизни требует от компании быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения, а гибкость и скорость адаптации к рыночной ситуации становятся чуть ли не главными характеристиками бизнеса. Компании меняются и в большинстве случаев используют проекты, как инструмент реализации требуемых им изменений, а также различные методологии проектного управления.

Управление проектами, как самостоятельная дисциплина, сформировалась в 30-е годы прошлого века и была связана с разработкой специальных методов координации инжиниринга крупных проектов в США: авиационных в US Air Corporation и нефтегазовых в компании Exxon. Начало современных концепций управления проектами сформировались в середине 50-х годов в США и в 60-х годах начали развиваться в Западной Европе.

Формально методологии проектного управления оформились: Американская PMI – 1969, Европейская IPMA – 1964, считающиеся уже классическими. Также получили распространение Британская Prince2 – 1989, японская P2M – 1999, Scrum — 1996 (теоретическое описание было опубликовано в 1986), Agile – 2001 и другие, включая различные национальные методологии.

Все методологии призваны помочь успешной реализации проектов, то есть созданию уникальных продуктов, услуг или результатов, но чаще всего для компаний управление проектами не является самоцелью, так как задачи, с которыми сталкивается бизнес, нельзя решить, используя только проекты, например:

  • Расширение рынков сбыта
  • Увеличение объемов продаж
  • Привлечение новых клиентов
  • Улучшение качества обслуживания клиентов
  • Снижение себестоимости продукции.

Более того, продукты, создаваемые в проектах могут не иметь явной привязки к перечисленным задачам или могут быть, например, необходимым, но не достаточным условием для их решения.

Так если заказчик хочет привлечь новых клиентов, инициирует эмиссию карт лояльности и внедрение системы для их обработки, то целью проекта будет именно выпуск карт и внедрение системы, а вот появятся ли у компании новые клиенты или нет — вопрос уже не проекта, а правильно работающей программы лояльности.

Привлекательным свойством проектной деятельности для компаний является её структурированность и определенность, что позволяет компаниям, используя проекты, получать результаты в предсказуемом режиме. Конечно в реальности всё не так просто и оптимистично, но попробуем разобраться, что представляет собой проектная деятельность изнутри, можно ли добавить гибкости в методы проектного управления. Правильнее будет говорить, что компаниям нужно управлять изменениями, а проекты, как инструмент, хорошо подходят для этого и позволяют улучшить качество процессов управления изменениями.

Читайте в этой статье…

  • Что из себя представляют проекты?
  • Создание верхнеуровневых планов
  • Проектные коммуникации
  • Автоматизация предложенного подхода