Наверное, каждый из вас встречал на своем карьерном пути различные модели зрелости, кто-то даже применял их и кто-то внедрял их. Моделей зрелости достаточно много, они достаточно похожи друг на друга, но зачастую служат разным целям. Сегодня я хотел бы вас познакомить моделью организационной зрелости от Канбан Сообщества. Она называется Kanban Maturity Model или сокращенно КММ и в этом названии слово Kanban мы можем смело вычеркнуть. Смысл слова Kanban в названии модели – это отсылка к тому, что данная модель сделана и развивается сообществом Канбан-практиков и Канбан-консультантов. Данная модель является эмпирической и создана она на базе наблюдений и сведения знаний от большого количества консультантов, работавших в разных частях света с разного масштаба компаниями за последние 10-15 лет. В ее создании принимали участие люди, плотно работавшие с моделью зрелости процессов CMM, поэтому вы сможете найти некоторые похожие с ней моменты. Но давайте покончим с введением и погрузимся вглубь модели, а также рассмотрим, как она может помочь Проектному Менеджеру или главе ПМО (Офиса управления проектами).

Для начала разберемся с термином Организационная Зрелость. По сути – это способность компании работать с различными организационными рисками. Организационные риски в рамках этой статьи – это нечто стороннее от организации, это то, что случается на рынке и грозит нормальной работе компании и вообще ее существованию. К ним можно легко причислить:

  • Экономические и политические кризисы;
  • Появление продуктов конкурентов и заменителей;
  • Появление дизруптивных технологий (технологий которые могут пошатнуть главенство какой-то компании в технологическом секторе);
  • и т.п.

Как мы знае, любой риск – это, условно, произведение вероятности появления нежелательного события на эффект от этого появления события и тут уже можно выделить компании которые:

  • Не умеют и не работают с организационными рисками;
  • Работают с последствиями организационных рисков;
  • Работают с причинами и последствиями организационных рисков;
  • Умеют переизобретать себя в условиях появления организационных рисков (т.е. не просто умеют предсказывать появление риска и митигировать последствия, но и могут поменять свою идентичность, уходя в совершенно другие рынки и сегменты клиентов).

Дотошный читатель наверняка обнаружил, что я не перечислил компании, которые работают с причинами возникновения рисков и не работают с последствиями. Дело в том, что такие компании если и есть, то их катастрофически мало, т.к. такое поведение нелогично. Для человека естественно работать со смягчением последствий, нежели с причиной возникновения риска. Приведу пример, мы чествуем спасателей и пожарных, которые сохраняют жизни людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, мы считаем их героями и всячески восхваляем их достижения. При этом мы люто ненавидим тех, кто ходит по нашим офисам и заставляет нас ставить по углам огнетушители, ставить двери “анти-паника”, монтировать противопожарные системы или еще более простой пример – те, кто заставляет нас в аэропорту проходить процедуры сканирования. То есть, мы чествуем тех, кто работает с последствиями и люто ненавидим тех, кто работает с причинами возникновения рисков и это для человека естественно. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, если организация задумывается о работе с вероятностью возникновения риска, то она уже поработала со смягчениями последствий от этих рисков.

Приведенная мною классификация компаний не нова, ввел ее Николас Нассим Талеб и вы могли с ней встречаться в его книгах “Черный лебедь” и “Антихрупкость”, там автор даже дал названия таким компаниям:

  • Хрупкие компании (Fragile) – не умеют и не работают с организационными рисками;
  • Упругие компании (Resilent) – работают с последствиями организационных рисков;
  • Прочные компании (Robust) – работают с причинами и последствиями организационных рисков;
  • Антихрупкие компании (Antifragile) – умеют переизобретать себя в условиях появления организационных рисков.

И вот на базе такой градации Канбан-сообщество выработало свою классификацию компаний (в данной классификации используется аббревиатура ML которая расшифровывается как Maturity Level — Уровень Зрелости):

  • ML0 — Рассеянный (Oblivious)
  • ML1 — Командо-ориентированные (Team-Focused)
  • ML2 – Клиенто-ориентированные (Customer-Driven)
  • ML3 — Соответствующие цели (Fit-for-Purpose)
  • ML4 — Застрахованные от рисков (Risk Hedged)
  • ML5 — Лидер рынка (Market Leader)
  • ML6 – Построенные, чтобы выжить (Built for Survival)

Рассмотрим эти уровни более детально…

Полную версию статьи читайте в журнале Управление Проектами https://pmmagazine.ru/editions/3-4-2022/