В настоящее время в Российской Федерации наблюдается экономический рост, локомотивом которого по-прежнему являются крупные отечественные сырьевые корпорации. В связи с благоприятной рыночной конъюнктурой на энергетические ресурсы и металлы, российские компании добились значительных успехов, что незамедлительно отразилось и на макроэкономике страны. Вместе с тем в условиях глобального финансово-экономического кризиса особенно актуальной становится задача сохранения достигнутых темпов роста экономики или, по крайней мере, недопущение перерастания кризисных явлений в полномасштабную рецессию.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается экономический рост, локомотивом которого по-прежнему являются крупные отечественные сырьевые корпорации. В связи с благоприятной рыночной конъюнктурой на энергетические ресурсы и металлы, российские компании добились значительных успехов, что незамедлительно отразилось и на макроэкономике страны. Вместе с тем в условиях глобального финансово-экономического кризиса особенно актуальной становится задача сохранения достигнутых темпов роста экономики или, по крайней мере, недопущение перерастания кризисных явлений в полномасштабную рецессию.

Для поддержания достигнутых темпов роста и сохранения конкурентоспособности необходимы крупные вложения в развитие бизнеса и его диверсификацию, т.к. до сих пор деятельность лидеров отечественной экономики в основном опиралась на производственные мощности, разработанные и установленные ещё в советский период, которые к данному моменту уже достигли критических пределов эксплуатации.

Общепризнанным считается тот факт, что основным препятствием для дальнейшего ускоренного экономического роста является неразвитость и высокий износ инфраструктуры, а также возникающий в последнее время дефицит энергоресурсов, прежде всего электроэнергии и углеводородов. Для преодоления этих негативных факторов необходима всеобъемлющая реконструкция существующих, а также строительство новых объектов инфраструктуры: трубопроводы, путепроводы (автомобильные дороги, ж/д), электросети, сети связи и пр. Не менее важен поиск и освоение новых месторождений полезных ископаемых, прежде всего углеводородов, для удержания российскими компаниями лидирующих позиций на мировом рынке и обеспечения энергетической безопасности страны в целом.

Подобные проекты требуют колоссальных капиталовложений, окупаемость которых растянется на многие годы и десятки лет, что ведёт к возникновению повышенной рисковой нагрузки. Чем более масштабен проект, чем большие инвестиции необходимы для его реализации, тем большее количество сторон вовлечено в его реализацию и тем больше различных рисков присущи проекту. В нынешних условиях мирового финансово-экономического кризиса при реализации подобного рода проектов всё сложнее становится учитывать интересы участников проекта и обеспечивать его экономическую эффективность, когда стоимость заёмного финансирования на порядок возросла по сравнению с предыдущими годами. В результате, складывается необходимость всё больше уделять внимание организации финансирования подобного рода инвестиционных проектов.

В мировой практике для реализации масштабных и капиталоемких проектов уже несколько десятилетий активно используется проектное финансирование. Российские компании, постепенно интегрируясь в мировое экономическое пространство и в связи с исчерпанием источников обеспечения «восстановительного роста», неизбежно сталкиваются с потребностью в реализации проектов, аналогичных по своей сложности и масштабности с теми, что осуществляются их конкурентами на мировых рынках. Поэтому проектное финансирование (ПФ) становится потенциально все более востребованным и необходимым в России и поэтому возможность полноценного применения проектного финансирования существенна для развития российских компаний а, в конечном счёте, и для развития экономики страны в целом. Следует особо отметить тот факт, что механизм проектного финансирования обладает необходимым потенциалом для совершенствования путём трансформирования классических схем реализации инвестиционных проектов на основе ПФ. Это приобретает особенное значение в условиях глобального финансово-экономического кризиса и с учётом наличия исходных специфических черт российского рынка.

Общая потребность в инвестициях только в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России до 2010 года составляет от 260 до 300 млрд. долл. США[1]. Согласно оценке экспертов[2] суммарный объем средств, предполагаемых к привлечению через технику проектного финансирования только по проектам топливно-энергетического комплекса нашей страны, будет лежать в диапазоне 25-30 млрд. долл. США. В действительности, потребность может превысить и 50 млрд. долл. США, и это без учёта инвестиций в электроэнергетику, дорожное строительство и прочие инфраструктурные проекты.  Поэтому в ближайшее время планируются или уже начали осуществляться многомиллиардные долгосрочные капиталовложения в те или иные проекты:

  • строительство Северо-Европейского газопровода (проект «Nord Stream»);
  • строительство Восточно-Сибирского нефтепровода;
  • целая плеяда проектов в рамках соглашения о разделе продукции (проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3»);
  • реформа электроэнергетической отрасли (ОАО РАО «ЕЭС России»), результатом которой должна стать либерализация рынка электроэнергии и осуществление крупных инвестиций в установку новых генерирующих и сетевых мощностей;
  • реализация первого концессионного проекта по строительству «Скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге (автомобильная дорога);
  • модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), направленная на увеличение выработки высококачественных нефтепродуктов (прежде всего, высокоактановых сортов бензина), и др.

Одним из наиболее эффективных способов реализации таких крупномасштабных долгосрочных проектов выступает применение метода проектного финансирования, который позволяет оптимальным образом распределить риски среди многочисленных участников проекта. В то же время в работах как отечественных, так и иностранных авторов не существует единого подхода к определению термина «проектное финансирование». Более того, необходимо признать тот факт, что внутри нашей страны сам метод ПФ, применяемый для организации финансирования инвестиционных проектов, периодически понимается и трактуется недостаточно корректно. Другими словами, степень изученности различных сторон применения проектного финансирования в России, как с теоретической, так и с практической точек зрения, недостаточна.

Проведённый анализ экономической литературы и существующего российского и зарубежного опыта позволяют выявить следующие основные характерные черты проектного финансирования:

1. Проектное финансирование позволяет сконцентрировать значи­тельные денежные ресурсы, необходимые для реализации определённого инвестиционного проекта, путём использования всей совокупности объе­динённых источников и методов финансирования инвестиционных проек­тов: коммерческого и банковского кредитов, эмиссии акций, взносов в акционерный капитал, облигационных займов, финансового и операционно­го лизинга, собственных средств компании (амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли) и др.

2. ПФ предполагает широкий круг участников, задействованных в реа­лизации инвестиционного проекта: инициатор (спонсор) проекта; креди­торы (коммерческие банки, банковские консорциумы); международные финансовые институты (МФИ); федеральные, региональные и местные органы власти; подрядчики; поставщики обору­дования, сырья и материалов; покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной деятельности; страховые компании, финансо­вые советники, консультанты и др.

3. ПФ предусматривает обособление проекта от остальной деятельности компании и создание специальной организации по управлению проектом – проектной компании (компания специального назначения – SPV[3]), действующей исключительно в целях реализации проекта. Как правило, это означает, что сам проект, все основные и обо­ротные активы данного проекта, все связанные с ним денежные потоки выносятся за баланс организации-учредителя проекта.

4. В отличие от инвестиционного кредитования, при котором источ­ником возврата кредита является вся хозяйственная и финансовая дея­тельность заемщика, включая доходы, генерируемые проектом, при про­ектном финансировании возврат вложенных средств осуществляется на этапе эксплуатации проекта за счет доходов, генерируемых самим проек­том. В дополнение, в качестве залога могут выступать активы заемщика, но их размер, как правило, не сопоставим со стоимостью проекта.

5. ПФ предполагает обеспечение максимально эффективного управле­ния рисками, связанными с реализацией инвестиционного проекта. Поми­мо традиционных методов снижения рисков, используется метод их распределения между участниками инвестиционного проекта, а также разде­ление обязанностей по реализации проекта среди специализированных исполнителей, обладающих необходимой квалификацией, опытом и ре­сурсами, а также для концентрации положительных эффектов, определяе­мых финансовой и юридической структурой проекта для максимизации прибыли и доходов участников проекта.

6. ПФ предусматривает тщательную проработку, взаимосвязанность и согласованность всех стадий инвестиционного цикла проекта: прединвестиционной (предварительной), инвестиционной (подготовительной) и эксплуатационной, в рамках которых должны быть обеспечены:

  • определение конкретных целей реализации проекта и методов их достижения;
  • проведение проектного анализа (технического, экономического, коммерческого, экологического, анализа рисков и пр.), результатом которого должно стать форми­рование различных вариантов реализации проекта (масштабы проекта, финансовая политика, возможные схемы финансирования, учитывающие   индивидуальные  особенности проекта,   методы управления проектными рисками и пр.);
  • разработка обоснования целесообразности и эффективности реа­лизации инвестиционного проекта, предусматривающего подго­товку определенного ряда документов: технико-экономическогообоснования, проектно-сметной документации, инвестиционного обоснования, бизнес-плана, договоров на поставку оборудования и пр. При оценке эффективности проекта первостепенное значение отводится расчету и анализу таких показателей, как: показатели конкурентоспособности, показатели платежеспособности, ожидаемые денежные потоки, простой и дисконтированный сроки окупаемости, внут­ренняя норма доходности, чистая приведенная стоимость;
  • организация финансирования проекта с целью обеспечения его необходимыми инвестиционными ресурсами[4].

Фундаментальное несовпадение понятий «проектное финансирование» и «управление проектами» выражается в системе распределения доходности и рисков между ключевыми участниками инвестиционного процесса: инициаторами проекта (спонсорами) и кредиторами. По сути, реализация схемы ПФ предполагает в случае отклонения финансовых и операционных показателей проекта от заданных параметров (ковенант проекта, строго определённых в договорах заимствования), что собственниками компании специального назначения (SPV), а фактически всего инвестиционного проекта, становятся кредиторы. Таким образом, кластер рисков для проектов, реализуемых с помощью ПФ, формируется в области системных взаимоотношений между ключевыми участниками инвестиционного процесса.

На основе вышесказанного автор настоящей статьи предлагает определять проектное финансирование как экономическую категорию, которая складывается как союз участников для организации финансирования инвестиционного проекта, а определение в целом ПФ будет выглядеть следующим образом.

Проектное финансирование представляет собой такой способ организации долгосрочного финансирования крупномасштабного инвестиционного проекта, при котором для реализации данного проекта его инициаторами создается новая юридически обособленная компания – проектная компания (SPV). При этом максимально формализуются будущие, генерируемые такой компанией денежные потоки, которые являются основным обеспечением для обслуживания и возврата привлеченных SPV средств, а распределение рисков проекта осуществляется между сторонами, вовлеченными в процесс его реализации и в наибольшей степени готовых к покрытию того или иного риска, с активным привлечением МФИ.

Ниже (Рис.1) схематично представлена авторская классификация проектного финансирования по различным характеристикам.

Safronov_1

Рис.1

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что, несмотря на высокие риски, свойственные во многих случаях проектам, реализуемым через механизм проектного финансирования, понятие проектного финансирования нельзя смешивать с понятием венчурного финансирования. Последнее предполагает инвестирование средств одновременно в несколько проектов с изначальным ожиданием того, что часть этих проектов окажутся убыточными. Это связано с использованием при их реализации новых, неапробированных ранее технологий. В отличие от венчурного финансирования проектное финансирование всегда осуществляется в расчете на прибыльность конкретного проекта, осуществляемого на основе известных и успешно зарекомендовавших себя в прошлом технологических решений. К тому же на выпускаемую продукцию в рамках проекта при применении ПФ, как правило, существует повышенный рыночный спрос и существуют биржевые котировки[5], что облегчает формализацию и расчёт будущих денежных потоков.

Итак, одним из наиболее эффективных способов реализации крупномасштабных долгосрочных проектов выступает применение метода проектного финансирования, который позволяет оптимальным образом распределить риски среди многочисленных участников проекта. Опираясь на теоретические разработки и практику применения ПФ в России и за рубежом, автор предлагает модифицированную схему финансового обеспечения капиталоёмких проектов, в основе которой лежит инструментарий классического проектного финансирования.

Отечественная специфика ведения «крупного» бизнеса, а тем более осуществления проектов в области добычи и реализации энергетического сырья – стратегического ресурса страны, порождает дополнительные риски, которые вынуждены учитывать инвесторы –  прежде всего иностранные партнёры. Ключевыми специфическими рисками являются:

  • риск регулирования – стремление государства непосредственно участвовать в проектах, связанных с добычей/реализацией энергетических ресурсов;
  • слабая институциональная база и неразвитость отечественного права;
  • низкая стоимость в глазах инвесторов будущих денежных потоков в связи с повышенной рисковой нагрузкой.

Но при всём при этом, основной риск в России – это опоздать в реализации тех или иных проектов. Поэтому, как уже отмечалось выше, в ближайшее время планируются или уже начались многомиллиардные капиталовложения: проект «Nord Stream», строительство Восточно-Сибирского нефтепровода или целая плеяда проектов в рамках соглашения о разделе продукции.

С учётом анализа особенностей проектной деятельности при реализации крупномасштабных инвестиций, таких как:

  • множественность участников;
  • значительная растянутость во времени;
  • сложный/комбинированный характер проектной деятельности;
  • во многих случаях интернациональный характер;

и отечественной специфики их осуществления, можно выделить следующие основные элементы (Рис.2), которые необходимы для митигирования рисков, возникающих в ходе реализации проектов с применением инструментария[6] проектного финансирования в российских условиях.

Safronov_2

Рис.2 Ключевые элементы применения схем ПФ в России

Прежде всего, заслуживает внимания так называемый «двойной/параллельный денежный поток (Double Cash Flow)». Имеется в виду следующее: как правило, основным источником обслуживания долга и процентов по нему при применении схем ПФ выступают денежные потоки, которые генерируются SPV в рамках реализации проекта. Указанные денежные потоки возникают в результате оплаты поставок проектной продукции по долгосрочным контрактам. Но данные поставки начинаются только по прошествии нескольких лет, когда производство выйдет на проектную мощность. В российских условиях с учётом низкого уровня доверия со стороны зарубежных партнёров к прогнозируемым денежным потокам отечественные компании-инициаторы могут столкнуться с проблемами привлечения заёмного финансирования по приемлемой цене, особенно в текущих условиях глобального финансово-экономического кризиса. Выходом из данной ситуации является заключение контрактов на поставку продукции (например, углеводородов) с уже существующих мощностей спонсора, не связанных напрямую с проектной деятельностью. Выручка по данным контрактам будет выступать в качестве источника погашения задолженности до тех пор, пока проектная компания не выйдет на необходимый для обслуживания долга уровень производства.

Для успешной реализации крупномасштабных проектов с применением инструментария проектного финансирования в условиях российской действительности инициаторам проектов следует в полном объёме прибегать к такому инструменту управления рисками как страхование. Участие в российских проектах, осуществляемых в рамках проектного финансирования, известных международных страховых компаний, более того – экспортных кредитных агентств (таких как Эксимбанк США или немецкий «Гермес»), придаст стабильность проекту, как с политической точки зрения, так и чисто с экономической стороны. Проектная компания сможет привлечь необходимые финансовые ресурсы, предоставив кредиторам дополнительное подтверждение «прочности и стабильности» прогнозируемых денежных потоков, риск волатильности которых будет покрываться конкретными страховыми контрактами.

В развитых экономиках государственные гарантии являются наиболее весомым видом гарантий, которые могут применяться в случаях, когда те или иные проекты представляются особо значимыми для экономики страны в целом или имеют важное политическое значение для государства. В последнее время ликвидность российских государственных гарантий стабильно увеличивается, а чем выше ликвидность гарантий, тем ниже цена заимствования. В условиях переходных экономик, когда роль государства остается весьма высокой, повышение ликвидности государственных гарантий в целях ПФ может резко повысить инвестиционную привлекательность соответствующих проектов и снизить цену их финансирования.

Привлечение государственных компаний в качестве участников проекта призвано обеспечить стабильность с той точки зрения, что у контролирующих госорганов не должно возникнуть неожиданных претензий, связанных с лицензированием или экологическими требованиями, что недавно имело место в рамках проекта «Сахалин-2». Для того чтобы госкомпания или непосредственно Правительство РФ были заинтересованы в участии в проекте, спонсорам придётся, как минимум, предоставить блокирующий пакет (25%) в уставном капитале SPV. Хотя в результате реализации подобной схемы инициатор проекта вынужден будет делиться прибылью не только с кредиторами, но и с государством, с другой стороны спонсор уменьшит долю собственных вложений (equity investment) в проект за счёт вклада госкомпании. К тому же присутствие государства придаёт дополнительные гарантии стабильности проекту, что, скорее всего, найдёт своё отражение в более низкой ставке долгового финансирования со стороны консорциума банков.

Использование в схеме проектного финансирования «счетов-эскроу», а ещё лучше трастовой компании, предоставляет дополнительные гарантии кредиторам, что выручка, полученная от реализации проектной продукции, будет направлена в первую очередь на погашение задолженности. В качестве места[7] регистрации трастовой компании обычно выбирается такая юрисдикция, где закон позволяет трастовой структуре владеть и распоряжаться денежными потоками, поступающими от продавца продукции.

Наконец, применение зарубежного права. Те элементы проектной структуры, которые регулируются российским законодательством и/или исполнение которых обеспечивается российской судебной системой, неизбежно станут фактором риска по причине «необкатанности» и частых изменений законодательства и ненадежности судебной системы. Например, иногда разные суды принимают разные решения по одному и тому же делу. В отдельных случаях выбор нероссийской юрисдикции для отдельных частей проекта (например, заключение контрактов по поставке проектной продукции в рамках ПФ в соответствии с английским/американским правом) может решить некоторые из проблем.

Указанные элементы наряду с применением классических инструментов в рамках ПФ по эффективному распределению повышенной рисковой нагрузки между участниками проектной деятельности, таких как учреждение специальной проектной компании (SPV), привлечение международных финансовых институтов, заключение долгосрочных контрактов на поставку проектной продукции и/или ресурсов для производства, позволят отечественным компаниям эффективно управлять проектными рисками при реализации крупных долгосрочных инвестиционных проектов. С учётом всего вышесказанного предлагается следующая модифицированная схема организации проектного финансирования (Рис.3), ориентированная в первую очередь на российские сырьевые корпорации, занятые в добыче и реализации газа и нефтепродуктов.

Safronov_3

Рис.3 Модифицированная схема проектного финансирования

В результате применения предложенной схемы отечественные компании смогут осуществить необходимые крупномасштабные инвестиции в развитие новых и модернизацию существующих производственных мощностей. Ключевыми элементами описанной схемы, позволяющими эффективно управлять рисками в рамках ПФ с учётом российской специфики, являются следующие:

1. «Параллельный денежный поток (CF)», т.е. денежный поток одновременно генерируется как в рамках самой проектной деятельности, так и в рамках деятельности непосредственно несвязанной с реализацией данного проекта.

2. Использование трастовой компании, которая самостоятельно управляет денежными потоками, распределяя их между кредиторами и спонсорами проекта.

3. Участие государства в реализации проекта через долю госкомпании в уставном капитале SPV.

4. «Тройной» уровень гарантий для кредиторов.

Последний пункт из перечня ключевых элементов представленной схемы проектного финансирования заслуживает особого внимания. При осуществлении инвестиций с применением инструментария ПФ долг остаётся основным источником финансирования проекта, даже в российских условиях, где, как правило, доля собственного капитала в финансировании значительно выше по сравнению с аналогичными проектами на Западе[8], что связано с повышенными рисками. Таким образом, залогом успеха реализации проекта является привлечение долгового финансирования в необходимых объёмах по соответствующей ставке. При принятии решения о выдаче синдицированного кредита в рамках ПФ консорциум кредиторов особое внимание уделяет вопросу, насколько эффективно в рамках предлагаемой схемы финансирования элиминируются многочисленные риски проекта. В модифицированной схеме существует «тройной» уровень гарантий:

1. Участие в проекте международных финансовых институтов. МФИ осуществляют покрытие политических рисков, что позволяет коммерческим кредиторам не увеличивать значительно цену заёмного капитала.

2. Применение сложной контрактной схемы в рамках деятельности SPV:

  • применение структуры заимствования с использованием трастовой схемы. Данный факт снижает риск финансирования, т.к. долг будет оплачиваться первым (объём выручки за вычетом расходов на обслуживание долга поступает в распоряжение SPV);
  • долгосрочные контракты с потребителями проектной продукции;
  • активное привлечение страховых компаний;
  • использование «двойного» денежного потока.

3.     Привлечение в качестве спонсора государственной компании. Изначальное участие государства в распределении прибыли в рамках реализации проекта снижает политические риски и придаёт дополнительную стабильность проекту.

В дополнение ко всему вышеизложенному, хочется ещё раз подчеркнуть значение передачи прав распоряжения «параллельным» денежным потоком независимой бизнес-единице в рамках представленной схемы. Использование при проектном финансировании структуры заимствования, применяя трастовую схему движения денежных потоков, и факт того, что сама работа по проекту на начальных стадиях реализации никак не связана с погашением долга, является прецедентом для инновационного структурирования и финансирования.

Данная схема может найти широкое применение в России. Например, она особенно актуальна для нефтеперерабатывающей отрасли, где в настоящее время необходимы крупные капиталовложения в модернизацию отечественных НПЗ. Целью является увеличение выработки на заводах высокооктановых сортов бензина вместо преобладающих сейчас мазута и топлива низкого качества. Растущий спрос на бензин марок АИ-95 и АИ-98 в связи с резким увеличением количества легкового автотранспорта (особенно растёт доля иномарок, которые работают на высокооктановом топливе) сталкивается с неспособностью отечественной нефтеперерабатывающей промышленности предложить достаточные объёмы топлива необходимого качества (Рис.4)[9].

Safronov_4

Рис.4 Выход нефтепродуктов на НПЗ в РФ и США

Всё это грозит перерасти в хронический дефицит, что выльется в постоянное повышение цен, а следовательно – будет усиливаться инфляция и расти социальная напряжённость (недовольство автолюбителей политикой государства). Опираясь на разработанную автором схему проектного финансирования, отечественные нефтяные компании имеют все возможности для проведения модернизации своих НПЗ. В качестве источника погашения задолженности в рамках финансирования инвестиционных проектов с применением инструментария ПФ могут выступать денежные потоки от продажи сырой нефти. К тому же в данных программах будет заинтересовано и само государство: обеспечение населения качественным бензином по приемлемым ценам. Данная заинтересованность может реализовываться напрямую: предоставление дополнительных источников финансирования (например, средства Инвестиционного фонда). Другой вариант – это привлечение крупных государственных банков в качестве организаторов синдицированного кредита. Наконец, возможно участие в подобных проектах государственных компаний, за счёт последнего политические риски реализации проекта значительно снизятся, что найдёт своё отражение в уменьшении стоимости заёмного капитала.

Таким образом, модифицированная схема проектного финансирования полностью отвечает теоретическим и практическим требованиям эффективности применения в том смысле, что она представляет собой такой способ организации долгосрочного финансирования крупномасштабного инвестиционного проекта, при котором для реализации данного проекта его инициаторами создается новая юридически обособленная компания – проектная компания (SPV). При этом максимально формализуются будущие, генерируемые такой компанией денежные потоки, которые являются основным источником[10] для обслуживания и возврата привлеченных SPV долговых средств, а распределение рисков проекта осуществляется между сторонами, вовлеченными в процесс его реализации и в наибольшей степени готовых к покрытию того или иного риска.

Для поддержания экономического роста в России необходимы мероприятия, направленные на модернизацию и строительство новых производственных мощностей, а также освоение и разработку новых месторождений полезных ископаемых. Для этих целей понадобятся многомиллиардные инвестиции. Одним из наиболее эффективных способов организации финансирования подобного рода долгосрочных капиталоёмких проектов является проектное финансирование, востребованность которого многократно увеличится в ближайшее время. Реализация инвестиционных проектов в рамках модифицированной схемы финансового обеспечения будет иметь своим результатом увеличение стоимости для всех компаний, принимающих участие в сделке проектного финансирования. Плюс ко всему, осуществление крупномасштабных вложений в стратегических отраслях благоприятно отразится и на экономике страны в целом.

Таким образом, именно инструментарий проектного финансирования в целом и предложенная в настоящей статье модифицированная схема ПФ в частности имеют все перспективы для активного применения на практике отечественными корпорациями при реализации инвестиционных проектов в ТЭК и инфраструктурных отраслях.

[1] Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.
[2] Нестеренко Р.Б. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук «Проектное финансирование. Опыт и перспектива применения в России» – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, 68–69с.
[3] Компания специального назначения (SPV – Special Purpose Vehicle) – юридически обособленная компания, учреждённая спонсорами проекта и предназначенная исключительно для реализации определённого инвестиционного проекта. SPV привлекает заёмное финансирование с применением схем ПФ. Обеспечением долга выступают будущие денежные потоки, генерируемые в рамках реализуемого проекта.
[4] Всегда используются уже известные, апробированные технологи, что принципиально отличает ПФ от Венчурного финансирования.
[5] Например, фьючерсные контракты на сырьё, электроэнергию и пр.
[6] Понятия «метод проектного финансирования» и «инструментарий проектного финансирования» выступают в качестве синонимов в данной работе.
[7] Например, штат Нью-Йорк.
[8] Долг / Собственный капитал  //  Россия:  60-75% / 25-40%  //  Развитые страны Запада:  95-80% / 20-5%.
[9] Рязанов В., Сиваков Д. Грезим о бензиновом Рае. // М.: «Эксперт», 25 сентября – 1 октября 2006, №35, с.47.
[10] В свою очередь параллельный денежный поток, генерируемый в рамках деятельности спонсора напрямую не связанной с конкретным проектом, используется только на начальной стадии инвестиций до тех пор, пока проектная компания не выйдет на заданный уровень производства, что отдельно оговаривается в соглашениях о заимствовании с консорциумом кредиторов.