Управление проектами и консалтинг по управлению в России и сегодня не считаются стратегической отраслью. Это наиболее вероятная причина, вследствие чего большинство попыток внесения структурных изменения в экономической системе страны не достигали и не достигают целей. Использование инструментов проектного подхода и консалтинг по управлению в масштабах бизнеса в России и СНГ настолько незначительно, что их можно считать инновационными технологиями.

Управление проектами и консалтинг по управлению в России и сегодня не считаются стратегической отраслью. Это наиболее вероятная причина, вследствие чего большинство попыток внесения структурных изменения в экономической системе страны не достигали и не достигают целей. Использование инструментов проектного подхода и консалтинг по управлению в масштабах бизнеса в России и СНГ настолько незначительно, что их можно считать инновационными технологиями.

Введение. Важность предотвращения конфликта интересов сторон при трансформации экономических систем. Совокупность инструментов по идентификации и управлению рисками.

При модернизации экономической системы всегда есть несколько сторон, претендующих на роль реформаторов, выдвигающих свои идеи, аргументы и модели реализации, что приводит к возникновению конфликта интересов. От исхода противостояния сторон зависит результат: либо реальные изменения и достижения, либо изменения номинальные, принимающие формы деклараций  о наступившем светлом настоящем.  Здесь ключевую роль играет управляемость процесса, зависящая от технологии управления проектами.

Основная роль экспертов и консалтинговых компаний по управлению заключается в разработке моделей эффективного управления и предотвращения конфликтов.  Без экспертного анализа фактора осуществимости, все попытки трансформации обречены на неудачу вследствие жесткого конфликта интересов в борьбе за лидерство и передел уже существующих потребительских  благ. Требуется анализ опыта, как позитивного, так и негативного. Лучшие практики и достижения экономик в прошлом необходимы для применения и улучшения в настоящем, худшие практики, негативные уроки — для учета и исключения на этапе планирования.

Проведем независимый анализ процессов изменений  постсоветского периода с точки зрения технологии управления проектами.  Анализ решений.

Управление проектами и консалтинг по управлению в России и сегодня не считаются стратегической отраслью.  Это наиболее вероятная причина, вследствие чего большинство  попыток  внесения структурных изменения в экономической системе страны не достигали и не достигают целей.  Использование  инструментов проектного подхода и консалтинг по управлению в масштабах бизнеса в России и СНГ настолько незначительно, что их можно считать инновационными  технологиями.

Во-первых, инновациям всегда оказывалось жесткое противодействие за счет объединения сторонников морально устаревшей системы управления. Отвлечение финансовых и интеллектуальных резервов на внутреннюю борьбу препятствует правильной расстановке приоритетов внутренних и внешних факторов для достижения поставленных целей. Малоэффективное управление в стране позволяло другим экономикам стремительно развиваться и доминировать во всех доступных сферах.

Новое и непонятное всегда воспринимается консервативной системой враждебно, как угроза устоявшимся порядкам.  Подобные конфликты  происходили на заре промышленной революции с изобретением и внедрением ткацких станков (Cockerill), печатного производства (Koenig & Bauer), массового производства автомобилей (Ford). С зарождением и формированием профсоюзного движения, которое  способствовало созданию  и модернизации технологий по управлению производством, соблюдения мер безопасности и т.д.

Для развития инновационных идей и технологий, прежде всего, необходимо, чтобы общество и государство были готовы психологически к их массовому созданию и внедрению. В противном случае основная политика в самой системе  противодействует экономическим и производственным интересам.  Процесс выполнения  важных решений политиков  в основном встречает упорное сопротивление на местах, где необходима командная работа для достижения запланированного результата. Спланированное бездействие является большей угрозой, чем прямое противодействие: пока определяются скрытые задачи и лоббирование интересов, проходит время необходимое на реагирование на риски. Корректирующее воздействие может быть задействовано слишком поздно.

Когда эмиссары большевиков ездили по миру в поисках оборудования и технологий  для страны Советов, они не обратили внимания на основу основ всех модернизаций — технологию и консалтинг по управлению проектами. Другие причины отсутствия в России профессиональных управляющих сложно найти. Советский же менталитет все еще пытается объединить две совершенно разные профессии — политика  и управляющего.

Опыт многих развитых стран показывает, управляющий проектами — это важная профессия, требующая серьезного обучения и практики. В России пока нет определения профессии  «управляющий проектом» и методики подготовки профессиональных управляющих для разных индустрий. Так же, как и законодательства, регулирующего деятельность компаний и специалистов в области управления. Между тем, управление проектами – стратегическая отрасль, обеспечивающая, в числе прочих проектов и модернизации от инициации до завершения.

Во-вторых, игнорирование социальной ответственности обычно приводит к неуправляемому конфликту интересов в обществе, недоверию к бизнесу и власти. Между тем, социальная ответственность бизнеса порой играет более важную роль в экономике, чем рентабельность. Скорее всего, именно фактор социальной ответственности стал одним из решающих при отказе акционеров «Арселор» («Arcelor») в продаже доли известной российской компании в предпочтение индийскому инвестору и объединении в «Арселор Миттал» («Arcelor-Mittal»).

Формирование идеологии бизнеса в передовых странах происходило с распространением промышленной революции, изменившей отношения общества, власти и предпринимателей. Для сравнения приведем небольшой эпизод из истории защиты  изобретений в промышленно развитой стране от распространения и внедрения в других странах. Толчком к началу промышленной революции в Англии послужили объективные  предпосылки, создавшиеся в стране во второй половине XVIII века. Англия располагала значительными финансовыми ресурсами, либеральной  политической системой,  при которой государство не пыталось подавить  предпринимательскую  деятельность,  и  грамотное население — потенциал для образования нового класса капиталистов. Индустриализации  также способствовала готовность английского общества к созданию и применению инновационных технологий в  разных сферах деятельности.  Как результат, в  Англии были изобретены  и запатентованы, в числе прочих, паровой двигатель и первые экземпляры  деревянных прядильных машин. Английские законы были направлены на  защиту  от распространения чертежей и технологий,  способствующих росту экономик иностранных государств, а также на ограничение сотрудничества ценных специалистов с иностранными компаниями.  Вильям Кокерил, работавший в то время у английского хозяина столяром за ничтожную зарплату, переехал во Францию, восстановил чертежи, нашел инвестора  и начал производить прядильные станки. Английские патенты в то время не действовали на территории Франции. После 1800 года он переехал на территорию современной Бельгии, усовершенствовал  и наладил производство прядильных станков  из стали и чугуна. После 1807 года Кокерил использовал паровую машину Болтона и Ватта (Bolton&Watt) для повышения производительности прядильных станков и открыл текстильную фабрику в Льеже, создав основу для  развития французской текстильной  промышленности. В начале XIX века в целях повышения эффективности управления Кокерил вместе с сыном Джоном создал первую в мире интегрированную компанию, объединившую добычу угля, производство станков и текстиля. Компания превратилась в крупнейшую металлургическую и машиностроительную компанию в Европе, позднее став частью «Арселор». После 1830 г. компания Кокерилов построила  первые локомотивы для  железной дороги в  Бельгии,  определив  одно из лидирующих мест в индустриальном развитии страны в Европе. Сравните одновременные события в Российской империи и их последующее влияние на технологическое развитие страны.

 Неэффективное планирование ресурсов.

Четыре главных фактора, потенциально способствующих успешному развитию российской экономики есть в наличии: природные и интеллектуальные ресурсы, неудовлетворенный внутренний рынок и регулируемое лояльное законодательство. Сложности возникают в отсутствии или невыполнении законодательства и регулирования внутреннего  рынка. Неудовлетворенный внутренний рынок – это важный ресурс, отдавая который на откуп иностранным компаниям, страна превращается в огромную площадку для спекуляций. Резкие скачки цен – характерная черта спекулятивного рынка. Инженерный потенциал это основной  ресурс, при грамотном использовании которого можно добиться технологического преимущества в отстаивании экономических интересов.

Рассмотрим  отличия ситуации в  Англии XVIII века и России XXI века. В результате повышения цен на нефть после 2004- 05 гг. появились финансовые ресурсы (по крайней мере, были до осени 2008), интеллектуальный ресурс также  есть, но государство подавляет предпринимательскую активность и создание либерального законодательства. Подавление выражается в том, что без административного ресурса не сможет возникнуть и существовать практически ни одна компания, действующая в  значимых сегментах экономики. В итоге специалисты с высшим образованием вынуждены торговать китайскими товарами или другой продукцией иностранных экономик.

Возможность использования  высоких цен на нефть для диверсификации экономики не была реализована, и проявились только негативные последствия. Данный феномен известен как «проклятие ресурсов» или «голландская болезнь».  Похоже, два негативных фактора «административный ресурс» и «подавление интеллектуального ресурса – потенциала, способного создавать инновационные технологии и продукты» взаимно поддерживают и дополняют друг друга, создавая замкнутый круг.

Шесть фундаментальных  отличий построения моделей по устаревшей, «совковой» схеме выполнения  проектов от современной технологии управления проектами.

Определение цели. В определении ближайших задач нет четкого обозначения промежуточных и конечных целей.

Схема управления. Команда, назначенная для управления проектом, на самом деле выполняет политическое маневрирование, а не реальное управление проектом.

Планирование.  В ходе реформ утрачиваются или демонтируются механизмы оперативного планирования и развития экономики.

Ответственность. Размывание ответственности за реализацию. Нет четко назначенных ответственных структур за реализацию проекта или этапов.

Схема выполнения. Мониторинг, контроль и внесение изменений в ходе выполнения не функционируют.

Управление рисками, т.е. управление при помощи манипулирования рисками.

Основное отличие — наличие официальной и теневой схем выполнения порождает остальные. Управление рисками трансформируется в управление при помощи манипулирования рисками. Достижение результатов, противоположных официально  декларируемым целям — а в действительности, соответственно теневому  сценарию.  Одним из  инструментов, действующих одинаково эффективно, является механизм распознавания и реагирования на нежелательное развитие теневого  сценария.

Разница двух систем управления проектами состоит в скорости и качестве выполнения. При «совковой» системе выполнения  тиражировать множество проектов невозможно по причине их неэффективности. Изначально системы создавались в различных экономических условиях и для разных задач, отсюда и различия. Закладывать неопределенность на разных этапах российскую технологию управления вынуждает экономическая система.

Один и тот же инструмент в разных странах может привести к противоположным результатам под влиянием манипулирования. При нарушении принципов строительства фундамента здание рано или поздно разрушится, как и проект построения стабильной экономики. При неработающей  схеме реализации проекта статистику можно подправить на короткое время, но разрушения станут видимыми, когда скрывать их уже станет невозможно.

С другой стороны, в нашей стране есть опыт успешного выполнения крупных проектов, направленных на достижение конечного результата, например, космических программ 60-70 годов. В Советском Союзе в 60-е годы частично использовались инструменты управления проектом в гонке по освоению луны. В российской программе участвовали инженеры-изобретатели, создавшие за десять лет луноход — Королев-Бабакин-Кемурджиан. В американской — команда, запустившая экипаж Армстронг-Коллинз-Олдрин младший на Луну. В роли заказчика выступило государство (инициация проекта), выделило производственные ресурсы, (бюджет).   Менеджер проекта Королев сформировал команду,  и задача была выполнена. Так как не было проведено тендера среди ряда команд для создания конкуренции внутри страны и  выбора лучшего  предложения, страна не получила множество технологий способных модернизировать экономику.

А сколько проектов в разных областях не были выполнены, так как их никто и не заказывал!  Анализируя процесс и конечный результат выполнения проектов всесоюзных строек и национальных проектов в современной России  можно сделать вывод: — мало что изменилось. С одобрения заказчика процесс выполнения проекта важнее официального результата.

Сравните, что сейчас происходит в наукограде, названном в часть С. П. Королева. Полный развал инновационных программ. Город, в котором создавалась 40-50 лет назад космические программы не в состоянии сейчас наладить производство автоматизированных грузовых тележек или унифицированных  инвалидных кресел. Ознакомиться с деталями проверки Счетной палатой РФ можно в газете «Вечерний Королёв» №3(156).

Недавно один из высокопоставленных чиновников отметил, что государство – это неэффективный управленец в бизнесе. Мировой опыт показывает – политика и управление бизнесом это разные компетенции.  Но у государства есть выбор — нанять эффективное управление или консультантов по управлению. При эффективном управлении кризисов не бывает, может возникнуть пессимистический сценарий (в том числе, в результате действий конкурентов). На случай возникновения подобного сценария в арсенале управляющих проектами на стадии планирования  должны быть разработанные инструменты быстрого реагирования на риски – план управления рисками, корректирующие действия и т. д.

Упущенное время для создания условий модернизации управления  и инновационных технологий. Отсутствие плана реагирования на изменения.

Последствия экономического спада в российской экономике после кризиса осени 2008 года это результат упущений механизмов управления рисками  в 2003-2004 гг. Условия требовали разработки инновационных управленческих технологий, но сработал старый принцип – внутреннее противостояние модернизации.  Вместо кардинальной реконструкции внедрили косметический ремонт. Не думаю, что руководитель, считающий свою компанию современной и успешной, согласится в целях экономии ездить на автомобиле, собранном на шасси от Волги, созданной в 60-е годы, но с кузовом и интерьером от Мерседеса или Тойоты последнего поколения.

Тем не менее, большинство российских компаний в строительной отрасли до сих пор находятся на шасси (модель управления и структура компаний) 60-70 годов прошлого века. Компании и экономика в целом зависят от цен на сырье и административный ресурс, малоуправляемы,  медлительны, закрыты для инновационных решений.  В экономике бывшего Советского Союза неэффективность была обусловлена монопольным влиянием административного ресурса и науки малоэффективной  при отсутствии  рыночных механизмов и конкуренции. С 90-х годов, научная база нейтрализована отсутствием финансирования и заказов. Административный ресурс в России превратился в главный инструмент бизнеса. Современная модель управления и структура российских компаний нуждается в реструктуризации. Чтобы эффективно настроить такую компанию, необходимо нести адекватные статусу и задачам затраты на инновационное управление и новые технологии в производственной структуре компании.

Передовые экономики в результате долгого и болезненного пути развития пришли к успешным моделям в результате взаимопонимания власти, науки и бизнеса.  Технологически развитые страны, пройдя в пути эволюции несколько серьезных кризисов, извлекли уроки подготовили предупредительные меры и запустили развитие кризисного сценария. Какая экономика сможет быстрее восстановить производство? Определенно, не страны с потенциальными ресурсами, которыми не хотят или не смогли пока воспользоваться. Они пострадают больше всех. Они отброшены на многие годы ошибок и дорогостоящих экспериментов. А за это время страны-лидеры доработают и запустят экспериментальные технологии в производство и обеспечат очередной прорыв в развитии. Раньше открытия новых технологий и продуктов происходило спонтанно. Сейчас изобретения новых технологий  финансируются и создаются по заданию заказчиков.

Показательный пример из истории. В 1967 году некто Хофман легким движением руки парализовал работу нью-йоркской фондовой биржи. С балкона над торговым залом, где проходят торги, Хофман с товарищами начал разбрасывать веером пачки однодолларовых банкнот. Забыв о  миллионных сделках, брокеры принялись собирать однодолларовые банкноты. Потребовалось время, чтобы успокоить толпу брокеров и нормализовать работу биржи.

Что произошло с российской экономикой при кратковременном  взлете цен? «Золотой дождь» высоких цен на природные ресурсы заставил забыть о здравомыслии и основах эффективной экономики. Сравните истоки моделирования кризисов.

«Проклятие ресурсов» — термин означает неспособность стран с богатыми природными ресурсами диверсифицировать экономику и развивать равномерно отрасли производства.

Как создать  благоприятные условия для разработки инноваций, необходимых  при модернизации экономики?

Из истории изобретений.  Преимущество от реализации потенциала инновационных идей редко получают авторы изобретений. Вывод: страна, способная создать условия для мотивации нестандартного инженерного мышления, получает технологическое преимущество спустя некоторое время. Диверсификацию экономики  необходимо начинать сегодня, чтобы предотвратить  негативные сценарии, подобные текущим, в ближайшем будущем. Лидерские амбиции возникают в странах при создании  успешных экономик, достижении ключевых показателей высокого уровня жизни и стандартов эффективного производства. Предпосылки для создания экономического прорыва  могут отличаться в зависимости от менталитета, географического положения и исторического развития страны. Инициация модернизации экономики происходит везде одинаково – после принятия принципиального решения о реформировании. Создавая непрерывный процесс  генерирования, внедрения и усовершенствования технологий и продуктов, страна обеспечивает непрерывный эффект в реальных секторах экономики и в реальном времени.

Неэффективный сценарий (желательно предотвратить на любом проекте). Изобретения или темы для научных работ, по которым присуждают научные звания, могут быть мотивированы совершенно противоположными целями. Многие интересные изобретения часто остаются на бумаге в результате административных противоречий. Ученые  степени нередко используются только ради обоснования компетентности и административного прикрытия, а не ради фундаментальных знаний.  При прохождении определенной процедуры и затрат можно оформить научную работу, но практической пользы для экономики или производства она не сможет оказать.  При анализе практического эффекта инноваций для производства и экономики в России создается ощущение, что все изобретения  уже сделаны и научная деятельность для производства не нужна в принципе.  В реальности программа финансирования и выполнения научных разработок может быть заменена видимостью и прикрывающими административными манипуляциями. Отношение общества к интеллектуальной деятельности формирует основные ценности в развитии среды, — какой заказ, такое и выполнение.

Далее следует достижение административных должностей  с целью последующей растраты финансовых средств с обоснованием инновационных  программ.  Это простая многоходовая комбинация напрямую разваливает экономику. Подобная схема распространена практически во всех сферах постсоветской экономики, откуда и была  унаследована.

Эффективное решение обязано существовать. Всегда есть взгляд с другой стороны. Если объявить  тендер по созданию определенных технологий для решения определенных задач, выделить гранты победителям – результат будет совершенно другим. Например, технология независимого консалтинга по управлению проектами за десять лет способна дважды модернизировать технологию по управлению в отдельной отрасли, если действовать по схеме: создание модели управления одновременно с внедрением в указанные заказчиком  компании и корректирование в процессе внедрения. Тогда достижение указанного заказчиком результата займет в среднем от 3 до 5 лет. Это международная практика с поправкой на современные технологии.

Результат выполнения любого задания напрямую зависит от приоритетов при выдаче заказа. Исходя из этого «эффективной экономической модели» не создано просто потому,  что её никто и не заказывал. Англия всегда была известна консерватизмом, но на территории бывшего Союза система намного консервативнее. Для развитых стран важен высокий уровень жизни и стабильность даже при кризисе, а в большинстве стран бывшего СССР важнее надежно закрыть доступ инноваций в управление экономиками и сохранить  монопольное влияние административного ресурса.

Как создать условия для модернизации экономики и найти подход к успешному решению вопросов? За примерами далеко не надо ходить, а можно взглянуть на привычные вещи  с другой стороны. Страны-потребители природных ресурсов и сырья отреагировали на риски исходящие от стран с неустойчивой экономикой. Смоделировали и эффективно использовали период высоких цен на энергоносители и сырье для  совершенствования новых технологий. Экономика отреагировала на изменение условий разрешением технологической задачи. Ускорилось создание технологий альтернативных источников энергии и увеличилось в разы финансирование программ для решения возникших задач. Реакция демонстрирует гибкость системы к восприятию возможных рисков.

В 2005-06 годах власти в очередной раз  организовывали встречи представителей крупного бизнеса России для обсуждения вопроса «Что делать?». Как показала реальность, у российского бизнеса с неограниченными возможностями есть общая тенденция не воспринимать в стадии бурного роста потребность модернизации технологий управления. Все и так прекрасно, зачем улучшать. Важная статья расходов на НИОКР для  управления практически отсутствовала и отсутствует. Необходимая реальность выживания в эпоху глобализации, среди конкурирующих экономик, — найти взаимопонимание власти, бизнеса и науки.

Противоборство стран за сферы влияния давно переросло в противоборство экономик с использованием новейших разработок и технологий во всех сферах производства. Слаженные действия экономики, производства и политики дают преимущества в успешном решении большинства  важных вопросов. Вопрос в том, какие сферы экономики считать приоритетными направлениями, а какие инфраструктурными, необходимыми для развития и поддержания приоритетных задач. В тоже время в зависимости от текущей обстановки приоритеты могут меняться. Следовательно, меняя обстановку, можно влиять на приоритеты. По этой причине  все вопросы необходимо рассматривать комплексно.

Цена на энергоносители в мире управляема путем создания определенной ситуации на рынках и грамотного использованием комплекса инструментов. Инструмент платежа всего лишь сублимированный продукт, не отражающий  реальных затрат на производство.

В современном высокотехнологичном мире результат деятельности специалистов отражается в экономических показателях и подвержен манипуляциям. Несколько компаний в ключевых секторах, в которых обнаружены неуверенные показатели в экономической деятельности оппонента, вполне легально входят на рынок, отвлекают квалифицированных специалистов на выполнение мелких задач за сравнительно низкую цену и – интеллектуальный ресурс нейтрализован.  Управляющие структуры сами создают слабые места в экономике, которые видны специалисту невооруженным глазом.

Стратегический консалтинг по управлению проектами в строительной индустрии и строительная индустрия в целом в системе приоритетов в структурированной экономике способна выступить локомотивом модернизаций при условии внедрения технологии управления проектами.

Есть два основных сценария дальнейшего развития.

Первый сценарий. Если решения об изменениях в структуре российской экономики принимаются только ради политического маневрирования – дальнейшее технологическое отставание России и технологически развитых стран будет увеличиваться. Развитые страны под видом строительства современных заводов в России будут продолжать извлекать  добавочную стоимость, из технологий тридцатилетней давности одновременно отвлекая интеллектуальные ресурсы. Замена технологий в развитых странах на более эффективные приведет к серьезным изменениям в потреблении сырья и соответственно расстановки экономик уже в течение ближайших 20 лет.

Второй сценарий. Только власть сможет создать и контролировать условия для сотрудничества бизнеса и интеллектуального потенциала в интересах государства. Создание и внедрение инновационных технологий и методов управления проектами позволит вывести компании на современный уровень развития и занять достойное место в рейтинге мировых экономик.

Необходимо разорвать порочный круг, когда бизнес, наука и власть  существуют на разных уровнях  и оперируют совершенно разными инструментами. Бизнес и власть никак не могут найти выхода из состояния потребительской эйфории и перекраивают оставшиеся природные ресурсы, а наука бедная. Взаимные обвинения в неспособности находить и применять действенные меры только в интересах оппонентов стабильной экономики. Экономические действия применяются постфактум и не могут привести к исправлению, если система не способна  предотвращать внутренние и внешние негативные факторы.  Идеи как создавать  добавочную стоимость стоят дорого, особенно если их раздавать конкурентам.

P.S.  Буквально на днях прочитал заметку Сергея Лескова «Инноваторы и лохи» с данными социологического опроса старшеклассников на тему «Кем вы хотите стать?». Больше всего сегодняшних школьников хотят стать чиновниками.  Более трети опрошенных выпускников предпочитают гуманитарное образование и другие непроизводственные сферы. Естественные науки и инженерное образование вместе интересует менее 6% молодежи. Это результат формирования ценностей современного общества. Предлагаю представить, где окажется страна, когда сегодняшние технические специалисты, получившие образование в бывшем СССР, через 20 лет окажутся вне науки и производства, а реализуется структура общества с соотношением профессий из опроса.

*Примечание автора: «Проклятие ресурсов» впервые описано Ричардом Оти (Richard M. Auty).